Колесные диски делятся на две большие группы: стальные диски и сделанные из легких сплавов. Стальные диски, точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно - именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными. Основные недостатки: большая масса, невысокая точность изготовления (а значит, возможны проблемы с балансировкой) и устаревший дизайн.
Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных, у них высочайшая точность изготовления.
По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые , кованые и сборный диски.
Преимущества легкосплавных дисков:
С ростом производства алюминия и появлением обрабатывающих центров под управлением компьютеров, легкосплавные колеса получили широкое распространение и их преимущества по отношению к штатным стальным колесам ощутили обычные автомобилисты.
Внешний вид:
Дизайн литого алюминиевого колеса крайне разнообразен и почти не ограничивает фантазию потребителя.
Технические характеристики:
Более легкое колесо улучшает динамические параметры автомобиля, делает его более комфортным, повышает управляемость, есть все возможности для оптимального охлаждения тормозных систем. Легкосплавное колесо легче стального на 20-50% . Что это значит для подвески, для хода автомобиля? Автомобиль будет идти мягче, более плавно. Поскольку, чем меньше вывешенная на рессорах масса (неподрессоренная масса — шина, колесо, тормозной диск, колодки и др.), тем плавней ход автомобиля, и быстрее гасятся колебания. А следовательно — больший комфорт и меньший износ подвески.
Известно, что груженый автомобиль идет плавней. Почему? Вспомним физику. Если два грузика соединить пружинкой и ударить по одному, то вскоре оба грузика будут колебаться с одинаковой частотой, определяемой массами обоих грузов и жесткостью пружины. А если один грузик легкий (колесо), другой тяжелый (кузов), то частота колебаний в большей мере определяется массой легкого груза (колеса) и жесткостью пружины. В динамике прохождения неровностей дороги снижение массы колеса на один килограмм эквивалентно увеличению подрессоренной массы на 15-20 кг. То есть комфорт возрастает, как будто в кузове равномерно распределили дополнительных 60-80 кг, а фактически масса автомобиля чуть уменьшилась, и разгонная динамика улучшилась.
Ощущение мягкости идет от алюминиевой фольги (в которой можно отлично приготовить курицу или рыбу в духовке) и алюминиевых жил электрических проводов. Электрические провода и многие сорта фольги сделаны из технически чистого алюминия. Колесо же делают не из алюминия, а из алюминиевых сплавов. А свойства применяемых сплавов такие, что литые или кованые колеса гораздо лучше воспринимают удар, чем стальные, и сохраняют форму. Если отбросить катастрофически сильные удары, то легкосплавные колеса из алюминиевых сплавов практически вечны.
Многообразие алюминиевых сплавов позволяет подобрать материал для решения весьма сложных инженерных задач. Например, методом литья под давлением из алюминиевых сплавов делают такие ответственные части двигателей внутреннего сгорания, как поршни, цельные литые блоки без стальных гильз и гальванопокрытий в камере сгорания.
К сожалению, литые диски нельзя восстановить после сильной деформации. Кроме того, хотя такой диск гораздо легче стального, он не так хорош с точки зрения сохранения подвески. Энергия удара поглощается сминаемыми деталями, поэтому стальной диск предпочтительнее, в силу того что литой и кованый обладают большей прочностью и менее сминаемы. Они не гасят удар, а передают его в подвеску.
Экономичность:
Легкое колесо экономит топливо, бережет ресурс подвески, шин.
Престижность:
Алюминиевое колесо - атрибут дорогой комплектации. Оно же позволяют использовать низко- и сверхнизкопрофильные покрышки для новейших современных автомобилей.
Все диски имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какой это диск легкосплавный (литой) или стальной (штампованный).
Например: 6.5x15 5x100 ET45 d54.1
15 - Радиус диска, измеряется в дюймах.
6.5 - Ширина обода, измеряется в дюймах.
5x100 - Количество посадочных отверстий, шт в нашем случае 5.
PCD - Диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter), измеряется в мм, в нашем случае он равен 100 мм.
ET45 - Вылет. Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска. Вылет (ЕТ) измеряется в мм. и в нашем случае он равен 45 мм.
d54.1 - Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм, в нашем случае равен 54.1 мм.
Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца.
Кованные диски.
Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя - от сильного удара диск может расколоться.
Кованый диск же, металл которого имеет многослойную волокнистую структуру, исключительно прочен; колдобины ему не страшны, он не расколется ни при каких условиях (ковка обеспечивает необходимую пластичность). Эти диски отличаются способом изготовления: это горячая штамповка с последующей термической и/или механической обработкой. При помощи гоpячей штамповки (ковки) достигается наивысшая пpочность, поскольку стpуктуpа металла становится волокнистой, а напpавление этих волокон - изначально заданным. Такая технология позволяет уменьшать толщину стенок дисков пpимеpно на 20% по сpавнению с литыми. По своим показателям кованые диски превосходят стальные и алюминиевые. Они обладают высокой коррозийной стойкостью и не нуждаются в дополнительном покрытии, обладают высокой прочностью и жесткостью конструкции, так что при ударе кованый диск не трескается, а только мнется (при этом удар должен быть очень сильным).
Если расположить легкосплавные диски в порядке "от минуса к плюсу" по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий).
Сборные диски
Своего рода элита в мире колес. Они совмещают в себе достоинства литых и кованых собратьев и состоят из литой «тарелки» и обода, изготовленного методом проката. Между собой детали крепятся болтами и иногда сваркой. Еще реже встречаются многосекционные диски, состоящие из 3 — 4 сегментов. Это позволяет при ремонте заменить поврежденную часть, не меняя всего диска. Такая конструкция, в основном, применяется на дорогих тюнинговых автомобилях. Цена таких дисков крайне высока.
Известны также попытки изготовления колес из пpочных пластмасс, но они пока не получили шиpокого pаспpостpанения.