Новые ПДД: о чем вы еще не слышали Наиболее значимые поправки к Правилам дорожного движения (например, установка камер на дорогах и введение нормы содержания алкоголя) автомобилистам хорошо известны. Однако остальные новшества, среди которых - введение новых «мигалок» и дорожных знаков, остались в тени.
Итак, какие еще сюрпризы ждут водителей на дорогах страны?
Восемь поправок к ПДД: будьте внимательны!
Несколько недель в России действуют поправки к Правилам дорожного движения, причем о некоторых из них большинство автомобилистов не слышали вовсе.
Нововведение первое: грузовикам номера больше не нужны
С 1 июля 2008 г. не требуется дублировать регистрационные знаки на задней стенке грузовых автомобилей и автобусов.
Комментарий: владельцы автобусов и грузового транспорта смогут значительно сэкономить, а их транспортные средства станут красивее.
Нововведение второе: автомобили ФСО РФ получат новые «мигалки»
С 1 июля 2008 г. автомобили Федеральной службы охраны РФ обзаведутся новыми опознавательными знаками – мигающими фонарями синего цвета, расположенными ниже фар ближнего света. Причем информация об установке таких «мигалок» должна быть занесена в регистрационные документы.
Комментарий: опознавательные знаки никакого преимущества в движении не дают. Однако сотрудники ГИБДД не осмелятся остановить автомобиль ФСО за превышение скорости и пересечение двойной сплошной.
Нововведение третье: что считать опьянением?
С 1 июля 2008 г. в России вводится норма допустимого содержания алкоголя: уровень последнего не должен превышать 0,3 промилле (0,03%) в крови и 0,15 промилле в выдыхаемом воздухе. Почему для России выбрали именно эту величину? Ведь в Америке в некоторых штатах водителю разрешено садиться за руль с содержанием алкоголя в крови до 0,7 промилле, в Европе – до 0,5 промилле. Первоначально в России планировалось остановиться именно на последней цифре, но в итоге выбрали 0,3 промилле.
Комментарий: именно 0,3 промилле для многих людей соответствует естественному уровню алкоголя в крови. Так что позволить себе выпить бутылочку пива перед тем, как сесть за руль, российские водители не смогут.
Нововведение четвертое: эвакуаторы получат привилегии
С 1 июля 2008 г. эвакуаторы, перевозящие «перемещаемые» транспортные средства, приравниваются к автомобилям дорожных служб. При погрузке задержанных автомобилей они смогут отступать от требований дорожных знаков и разметки.
Комментарий: наверняка водители эвакуаторов будут отступать от требований ПДД не только при погрузке, но и во время движения.
Нововведение пятое: знаки дополнят табличками
С 1 июля 2008 г. информационная табличка «Зона действия» (8.2.1) может применяться вместе со знаками «Рекомендуемая скорость» (6.2), «Место стоянки» (6.4) и «Место остановки автобуса» (5.16).
Комментарий: если парковка или автобусная остановка не обозначены соответствующей разметкой, можно ориентироваться по знакам.
Нововведение шестое: нарушение фиксирует камера
С 1 июля 2008 г. на российских дорогах появятся камеры, призванные фиксировать нарушения ПДД. При этом протоколы составляться не будут, а владельцу автомобиля в течение трех дней просто вышлют фотосъемку и копию постановления о виновности. Наказание должно быть минимальным из возможных. О том, как работают камеры, и как избежать наказания, (Камеры на дорогах: нарушителям бояться нечего
Вот уже несколько недель в России действуют поправки к «Кодексу об административных правонарушениях». При этом наибольший резонанс вызвала установка на дорогах камер, фиксирующих нарушения (инспекторы называют их фоторегистраторами), – теперь привлечь к ответственности могут по фотографии. Значит, ни один нарушитель не останется безнаказанным. Так ли это?
Путь от момента нарушения до оплаты штрафа состоит из шести этапов. При этом на каждом из них по замыслу законотворцев исключен «человеческий фактор». Может, эта система позволит избавиться от инспекторов-вымогателей?
Этап 1. Фоторегистратор делает снимок автомобиля-нарушителя и распознает его номер.
Комплекс, регистрирующий нарушение, работает так: радар измеряет скорость автомобиля, и, если она превышает разрешенную, цифровая камера делает снимок, а компьютер с помощью специальной программы распознает номерной знак. Причем первое время штрафы будут выписываться по минимальной ставке.
Комментарий: чтобы автовладельцы привыкли к нововведению, первое время фоторегистраторы будут реагировать только на значительное превышение скорости (40км/ч и выше). Затем комплексы «обучат» распознавать и другие нарушения (например, пересечение сплошной линии разметки).
Этап 2. Данные в зашифрованном виде передаются в отдел административной практики по оптоволокну или радиоканалу.
С оптоволокном будут работать стационарные фоторегистраторы, установленные над дорогой, а с радиоканалом (читай: Wi-Fi) – передвижные приборы. В последнем случае неподалеку от фоторегистратора с ноутбуком должен находиться патруль ДПС, останавливающий нарушителей.
Комментарий: передвижные фоторегистраторы позволяют гаишникам проявить «свободу творчества». Например, за нарушение скорости на 60 и более км/ч законодательством предусмотрен штраф в 2000 руб. или лишение водительского удостоверения на срок до 6 месяцев. Следовательно, некоторые инспекторы за определенную плату позволят «выбрать» штраф вместо лишения.
Этап 3. Инспектор проверяет правильность определения номера и запускает административное дело в производство.
Когда владелец автомобиля будет определен, ему выпишут постановление об административном правонарушении, а в базу данных будет внесена соответствующая запись о наложенном штрафе.
Комментарий: существующие программы не способны самостоятельно определить владельца по номерному знаку автомобиля. Значит, «специально обученный» инспектор будет вносить (или за определенную плату не вносить) имя и адрес автовладельца вручную. Кто проконтролирует его деятельность?
Этап 4. Постановление и квитанция отправляются владельцу автомобиля заказным письмом с уведомлением.
Согласно законодательству, отправить документы необходимо не позднее чем через трое суток с момента нарушения.
Комментарий: федеральная информационная система, которая содержит информацию о владельцах транспортных средств, станет работоспособной примерно через год. Поэтому на некоторое время иногородние нарушители останутся безнаказанными.
Этап 5. В базу данных поступает уведомление о том, что квитанция вручена собственнику автомобиля.
Кстати, отметка о том, что «адресат по указанному адресу не проживает», приравнивается к уведомлению о вручении.
Комментарий: если вы полгода назад сменили место жительства, и к вам нагрянули судебные приставы с требованием оплатить некий штраф – не удивляйтесь. Вероятно, постановление об административном правонарушении (о котором вы и знать не знали) пришло на старый адрес.
Этап 6. Возможны варианты:
- владелец автомобиля отправляется в банк и оплачивает штраф, после чего соответствующее уведомление поступает в ГИБДД.
Комментарий: многие автовладельцы (даже ничего не нарушавшие) предпочтут оплатить штраф, нежели искать правду в кабинетах автоинспекции.
- владелец автомобиля в десятидневный срок пишет жалобу в ГИБДД, если считает, что на фотографии изображен не его автомобиль или за рулем находился кто-то другой.
Комментарий: подобные жалобы будут рассматриваться в самой автоинспекции или суде. Но возникает логичный вопрос: с какого момента отсчитывать эти десять дней? Увы, законодательство ответить не может.
- от владельца автомобиля не поступает ни денег, ни жалобы – постановление передается в Федеральную службу судебных приставов.
Комментарий: судебные приставы не станут работать оперативнее, чем сейчас. Значит, требование оплатить штраф придет в тот момент, когда вы давно забудете о совершенном нарушении.
Полностью работоспособной система фоторегистраторов станет через несколько лет, поэтому бояться камер на дорогах преждевременно. Значит, «договориться» с инспектором по-прежнему можно.)
Комментарий: если за рулем находился не сам владелец автомобиля, то отстаивать правду придется в ГАИ. Для этого в течение 10 дней необходимо подать письменную жалобу.
Нововведение седьмое: детей нужно пропускать
С 1 июля 2008 г. водитель транспортного средства с опознавательным знаком «Перевозка детей» при посадке и высадке детей обязан включать «аварийку». Соответственно, другие участники движения, увидев подобное транспортное средство, обязаны снизить скорость и пропустить детей.
Комментарий: эти меры, возможно, помогут снизить детский травматизм.
Нововведение восьмое: за руль скутера – без прав
С 1 июля 2008 г. местные органы власти не смогут снижать возрастной ценз для велосипедистов и водителей скутеров. Раньше по распоряжению местных властей выезжать на проезжую часть велосипедистам разрешалось с 12 лет, а «скутеристам» - с 14. Причем в некоторых регионах подобные транспортные средства оборудовали регистрационными знаками, а водителей заставляли получать некое подобие водительских прав. Сейчас подобные инициативы запрещены.
Комментарий: эта мера также направлена на уменьшение детского травматизма. Впрочем, в ближайшем будущем водителей скутеров, возможно, обяжут получать особые водительские удостоверения.