Правительство столицы в очередной раз хочет решить глобальную
проблему с минимумом вложений. Чтобы уменьшить пробки в центральной
части города, движение там планируется сделать односторонним. Планы эти
далеко не новы: первый документ, озаглавленный «Об организации
мероприятий по комплексной схеме организации дорожного движения в центре
г. Москвы» (Постановление правительства №351-ПП от 1.06.2004 года)
предусматривал поэтапный перевод движения по улочкам в пределах
Бульварного и Садового колец на одностороннюю схему к 2007-му году.
Перевод был запланирован по секторам – с севера на восток, потом – на
юг, потом – на запад… Однако процесс, что называется, не пошел: работы
были заморожены уже в 2006 году, так что на сегодняшний день изменена
схема движения по 54-м улицам и переулкам. Сейчас уже трудно сказать,
почему именно программа застопорилась. Поговаривают, что причиной стали
планы организации одностороннего движения и вокруг Кремля с
Китай-городом. В самом деле, как тут все «закрутить»? Если по часовой
стрелке, то придется снимать движение с Кремлевской набережной, а там –
кортежи…
К планам было вернулись в 2008 году, а
тут ударил кризис, и немалая часть упомянутого выше постановления
№351-ПП просто устарела. Там ведь, в частности, шла речь и о том, что
необходимо строить в центре если и не полноценные развязки, то хотя бы
их элементы… Сегодня на такую роскошь у города просто денег не хватит,
хотя еще несколько лет назад первый вице-мэр Юрий Росляк утверждал, что
правительство в состоянии вложить в развитие дорожной сети до триллиона
рублей. Вот и осталось только, что ввести, где только можно,
одностороннее движение. И вот – подписано очередное постановление,
№105-ПП, «О мерах по завершению работ по реализации системы
одностороннего движения транспорта в центре Москвы». Согласно этому
документу, в 2011 году на новую схему движения будут переведены 58 улиц.
Причем работы начнутся уже в самое ближайшее время: префектура ЦАО
определит перечень магистралей, Москомархитектура выбор проанализирует, а
городские департаменты с дорожным уклоном будут процесс курировать.
Префект ЦАО уже объявил, что в будущем все магистрали Центрального
округа могут стать односторонними.

Однако панацея ли это? На эту тему мы
побеседовали с научным руководителем НИИ транспорта и дорожного
хозяйства Михаилом Блинкиным.
- Михаил
Яковлевич, насколько оправдано введение в центре города одностороннего
движения?
- В самой по себе односторонней «сетке» нет
ничего плохого, при условии строгого инженерного расчета. Ведь
практически все улицы в центре имеют разную ширину, причем ширина эта
меняется даже на протяжении самой улицы. Такая мера, как введение
одностороннего движения, приводит к положительным результатам на
относительно коротких отрезках. Как пример можно назвать переулки между
Остоженкой и Пречистенкой, где было введено такое движение – ничего,
кроме хорошего. Но такой результат возможен не везде. Ведь, вводя
одностороннее движение, мы поневоле ликвидируем часть поворотов, что, в
свою очередь, повлечет за собой перепробег транспорта.
Подобный
перепробег допустим при коротких «плечах». Но в случае, если перепробег
будет исчисляться несколькими километрами, это приведет к дополнительной
транспортной нагрузке на объездные магистрали и, как следствие, к
заторам на них.

Через два года планируется
организовать одностороннее движение сразу на 60 магистралях. Такую
задачу нельзя решить одним махом: ведь в единую сеть с одним
направлением будут включены улицы различной ширины, с различной
транспортной нагрузкой. Нужно и о водителях подумать. С двухсторонним
движением все просто: ориентируйся по атласу, выбирай, если разметка и
знаки позволяют, правый или левый поворот. А при одностороннем движении
все, что водителю остается – поворот «под стрелку», т.е. под знак «Въезд
на дорогу с односторонним движением» или «Обязательное направление
движения». Хорошо, если человек просто ориентируется в этом районе, а
если нет? Неуверенность на дороге приведет к снижению скорости или
просто остановке, тут и до пробки – один шаг.
Да и прежде чем
рассуждать, где какое движение вводить, властям неплохо бы задуматься – а
есть ли оно вообще, это движение? Сегодня большинство улочек и
переулков в центре – на две полосы в обоих направлениях. После последних
снегопадов на обочинах выросли метровые сугробы, да еще и по обе
обочины машины припаркованы. Тут и в одни ряд с трудом проедешь. Я бы
посоветовал чиновникам из мэрии сперва как-то решить вопрос с
упорядочением парковки в центре города, разработать меры, позволяющие
ограничить зону парковки лишь одной обочиной. Хотя бы, для начала.

Кроме того, нужно сделать упор на
внутригородские хайвэи. Ведь система организации одностороннего движения
в центральной, то есть самой старой части города во многих мегаполисах
Европы и всего мира действует уже давно. Однако там эта мелкая «сетка»
используется для того, что вывести автомобиль на скоростную
безсветофорную магистраль, которая позволит попасть в другой конец
города. А у нас порой, чтобы попасть из одной части района в другую,
приходится через центр ехать (пример – жилые кварталы по обе стороны
Павелецкой железной дороги). Вот вам и пробки.
- Может
быть, вся причина в том, что Москва с древних времен строилась по
радиально-кольцевой схеме?
- Но ведь автомобильное
движение в Москве появилось не в древние времена, оно – результат
последних 20 лет. Кто мешал столичным проектировщикам в эти годы
изменить транспортную схему? Ведь еще в 30-е годы отечественные инженеры
писали о том, что между радиусами нужны «связки» на периферии. Однако
Москва по-прежнему нагружает и без того сверх всякой меры перегруженные
радиусы. И добро бы хоть эта нагрузка производилась по уму… Посмотрите
на ту же «Большую Ленинградку» с высоты птичьего полета: широкая часть
магистрали вливается в сужение, потом – снова расширение… Ведь из
школьного курса физики известно – в том месте, где труба сужается,
растет напряжение.

Я вообще не вижу порой логики в том,
как организовано движение по той или иной магистрали, по какому принципу
расставляются светофорные объекты, дорожные знаки. Кто все это решает?
Сам Лужков или его водитель – я не знаю, кто у них в связке главный.
Создается впечатление, что мы очередной раз изобретаем велосипед. Причем
с квадратными колесами.
Источник: Авто@mail.ru
Лев Демин
|