
Доля российских компонентов в производимых у нас моделях иностранных
брендов пока совсем невелика, но совместный приказ Минэкономразвития,
Минфина и Минпромторга о новом режиме промсборки теперь заставляет
предприятия увеличить степень локализации до 60%.
Сейчас иностранные заводы в России пользуются льготами — могут
ввозить производимые за рубежом запчасти без пошлин (в отдельных случаях
уплачивая менее 5%). Это радикально удешевляет автомобили российской
сборки в сравнении с импортируемыми экземплярами, пошлины на которые
составляют около 30%. Льготами пользуются заводы General Motors, Nissan,
Toyota, Hyundai, Ford, Renault, Volkswagen и Peugeot-Citroen, а также
"Соллерс" (Fiat и SsangYong). Пока предприятия были обязаны соблюдать
довольно либеральные требования промсборки. В течение первых шести лет
работы компании должны были постепенно увеличивать долю российских
компонентов с 0% до 30%. С учетом работ по сварке и окраске постепенно
уровень локализации должен дойти до 50%.
Новые требования жестче. Кроме того, что общая локализация должна
достигнуть 60%, заводы обязаны ставить на машины не менее 30% двигателей
местного производства.
А главное, фактически попадают под запрет небольшие заводы, такие как
у Тойоты. Прежнее требование — довести объемы выпуска до 25 000
автомобилей в год. Согласно новому приказу компании должны принять на
себя обязательства довести мощности производства до 300 000 штук в
определенные сроки.
Что будет с марками, принципиально неспособными продавать на
российском рынке такое количество машин, пока не известно. За прошлый
год даже такие популярные марки, как Chevrolet, Renault и Ford, продали в
России около 100 000 машин каждая.