Автомобиль не роскошь, а средство передвижения.
Прямо
как по Ильфу и Петрову бюджетные машины обеспечили автомобильный бум в
России, наблюдавшийся в докризисные годы. Автомобилизация в нашей стране
проходила рекордными темпами – всего за пять лет обеспеченность
автомобилями выросла с 167 до 226 машин на тысячу россиян. Впрочем, этот
показатель еще далек от европейского (более 400 машин), а значит,
российский авторынок сохраняет потенциал роста. И его возрождение, по
мнению экспертов, также обеспечат доступные машины.
На заре автомобильного
бума в России, в 2004-2005 годы,
по данным агентства "Автостат”, на автомобили стоимостью до 10 тысяч
долларов приходилось порядка двух третей в общем объеме продаж. Однако с
каждым годом эта доля неуклонно снижалась, чему, с одной стороны,
способствовали растущие доходы россиян и доступность автокредитов, с
другой стороны – переток покупателей в более высокие ценовые сегменты
обеспечивал рост цен на иномарки. В рекордном для российского авторынка
2008 году в бюджетном сегменте было продано всего 12% автомобилей,
львиную долю из которых составили "Лады”.

Renault
Sandero Renault Logan
Toyota
Etios
Lada 4x4
UAZ
469
Ока-3
Переломным
для российского рынка стал кризисный 2009 год, когда доступные машины
вновь вышли на авансцену. Сегмент автомобилей стоимостью до 10 тысяч
долларов вырос по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза –
почти до 31%. Показательно, что продажи практически всех моделей в этой
ценовой категории снизились меньше, чем рынок в целом. Знаковым стало
лидерство среди иномарок бюджетного седана Renault Logan, который по
итогам 2009 года впервые обошел давнего соперника Ford Focus. В
популярном у россиян сегменте SUV вазовская Lada 4×4 также вырвала
пальму первенства у прежнего рекордсмена – более дорогой Chevrolet Niva.
Смещение спроса в сторону бюджетных автомобилей в условиях
кризиса произошло по нескольким причинам. Как говорят опрошенные
эксперты, прежде всего, сказалось общее снижение доходов населения и
падение рынка автокредитования – из-за невозможности взять кредит
большинство россиян стали покупать менее дорогие машины, на которые
хватает "живых” денег. Вместе с тем льготное кредитование с ограничением
по цене также сместило спрос на бюджетные авто, сделав их приобретение
еще более привлекательным. Сыграло роль и закрытие импорта подержанных
машин, добавляют аналитики. В то же время ценовая сегментация рынка
изменилась из-за укрепления доллара, а также многочисленных скидок,
которые предлагали дилеры в рамках распродаж прошлогодних стоков.
Эксперты расходятся в оценках, когда продажи автомобилей в
России достигнут докризисного уровня и будут расти дальше, – через два
или через четыре года. Но ясно одно: принимая во внимание относительно
низкую обеспеченность автомобилями россиян, возрождение российского
авторынка неизбежно. Если учитывать высокий возраст парка, достаточно
скромные доходы большинства населения и закрытие рынка от импорта
автомобильного "секонд-хенда” – замена автомобилей в парке будет
происходить на новый, свежий "лоу-кост”. "Бюджетный сегмент – самый
перспективный в России, и на этапе восстановления рынка на дешевые
машины придется наибольший рост в количественном выражении, – говорят
аналитики. – Однако по мере улучшения благосостояния граждан,
возобновления автокредитования, появления стабильности и уверенности у
людей средняя цена автомобилей будет расти, и доля бюджетных машин либо
сохранится, либо будет постепенно отставать от роста рынка”.
Между тем автопроизводители уже начинают готовиться к
новому автомобильному буму в России. Лидер бюджетного сегмента АвтоВАЗ
заявил о совместной с Renault разработке модели под условным названием
Lada 2190 LowCost, которая придет на смену "классике” и Lada Samara и
призвана сохранить монополию АвтоВАЗа на рынке доступных машин. Кроме
того, АвтоВАЗ может возродить самый дешевый российский автомобиль –
"Ока”. Трехдверный хэтчбек класса А создан на платформе Lada Kalina, в
нем используются серийные агрегаты, и сейчас ходовые образцы "Ока-3”
проходят испытания в научно-техническом центре АвтоВАЗа. Однако доедет
ли вазовский "лоу-кост” до заводского конвейера, неизвестно... А вот УАЗ
уже в апреле этого года намерен поставить на производство новую модель
УАЗ-3164 – это укороченная на 30 см за счет багажного отделения
модификация UAZ Patriot, которая станет бюджетной версией флагманской
модели и будет стоить на 60-70 тысяч рублей дешевле (от 370 тысяч
рублей). А в марте на ульяновском конвейере появится возрожденный
внедорожник УАЗ-469, созданный на базе популярного UAZ Hunter.
Стоимостью от 299 тысяч рублей, антикризисный "уазик” составит
конкуренцию вазовской "Ниве”, которая господствует в нише дешевых SUV.
Иностранные автопроизводители также имеют виды на сегмент
"лоу-костов” в России. Еще в лучшие годы российского авторынка намерение
выпускать в нашей стране бюджетные модели изъявляли Toyota, а также
General Motors и группа "ГАЗ”, однако эти проекты так и не получили
путевку в жизнь. Первым обещает представить автомобиль, разработанный
специально для российского рынка, Volkswagen. "Мы рассматриваем
российский рынок как стратегический, поэтому в Volkswagen была
разработана модель, которая подходит для российского рынка по всем своим
потребительским характеристикам и, естественно, по цене”, – говорит
PR-менеджер марки VW Андрей Гордасевич. Подробности о новинке немецкий
автоконцерн пока держит в секрете, приоткрыв завесу тайны лишь для
премьера Владимира Путина, который в ноябре прошлого года принял участие
в открытии производственного комплекса на заводе в Калуге. Известно
лишь, что новый седан от VW разработан на базе Polo EM и по
неофициальной информации будет стоить от 440 тысяч рублей. Свои
"русские” машины обещали разработать и другие иностранные
автопроизводители, работающие в России. Это и Hyundai, который строит
завод в Санкт-Петербурге, и Citroen, обещавший в 2013 году выпустить
автомобиль для России на платформе нового С4.
"То,
что производители иномарок хотят предложить в России особый автомобиль –
правильно и логично, – говорят эксперты. – В России сильна репутация
бренда, и если человеку предложат доплатить 30-50%, но взять не "Ладу”, а
Volkswagen – он доплатит, тем более при наличии кредитных средств”.
Подробности о своих российских моделях автопроизводители
не раскрывают. Однако эксперты отмечают, что все заявленные разработки –
это седаны. Автомобили именно с этим типом кузова наиболее популярны в
России, впрочем, как и в большинстве развивающихся стран. По статистике
на седаны приходится около половины всех новых машин, продающихся в
нашей стране. В то же время автомобиль для России должен быть
адаптирован к российским дорогам и местному климату. Огромное внимание
уделяют российские потребители объему двигателя – наиболее востребованы в
нашей стране 1,4-1,6-литровые моторы, тогда как малолитражки спросом не
пользуются. Кроме того, российский автомобиль должен иметь возможность
выбора комплектации в максимально широком диапазоне (то есть базовые
машины должны быть совсем пустые с возможностью постепенного наращивания
опций).
"Большую роль при выборе автомобиля играет надежность и
потребительские свойства (вместительность, например), – отмечают дилеры
иномарок. – Так что передние стеклоподъемники, усилитель руля, одна-две
подушки безопасности – это необходимый минимум для привлечения
покупателей при сохранении привлекательной цены”. В качестве опций чуть
менее важен кондиционер, и в последнюю очередь россияне по-прежнему
готовы доплачивать за безопасность (ABS, ESP, дополнительные подушки).
Такие опции обычно значительно повышают цену автомобиля, а значит, их
вряд ли можно увидеть на машинах сегмента "лоу-кост”. Кроме того,
отмечают эксперты, в максимальных комплектациях все больше россиян
хотели бы видеть автоматическую коробку передач – за последние несколько
лет доля машин с "автоматом” выросла с 20% до 31%. Растущая любовь
россиян к комфортной езде с АКПП сильно ограничивает продажи в бюджетном
сегменте.
Стоит отметить, что мировые автоконцерны
готовят дешевые модели и для других развивающихся рынков. Только за
последнее время было объявлено о разработке нескольких "лоу-костов”,
некоторые из которых появятся и в России. Toyota недавно представила
модель для индийского рынка Etios за 10 тысяч долларов, Nissan и
Mitsubishi намерены выпускать в Таиланде или Китае модели эконом-класса,
которые придут на смену Micra и Colt. Возможность продажи и
производства этих моделей в России в настоящее время не рассматривается,
сообщили AutoNews.ru в представительствах японских марок. А вот General
Motors, который будет выпускать на своем СП в Узбекистане новый
компактный автомобиль, намерен поставлять его и в Россию. По словам
PR-менеджера Chevrolet Романа Скольского, новый мини-кар займет место
массового Lanos (с прошлого года "бестселлер” марки на российский рынок
больше не поставляется). Появится в нашей стране и "лоу-кост” от Skoda,
который будет находиться в сегменте между "Фабией” и нынешней
"Октавией”, говорит представитель Skoda в России Тимур Алиев. Автомобиль
получил рабочее название A-Entry и по неофициальной информации будет
стоить чуть более 10 тысяч евро.

Источник: AutoNews
|