Количество автомобилистов, пожелавших сдать свой автохлам и купить
новый автомобиль со скидкой в рамках программы утилизации, на
сегодняшний день оправдывает лучшие прогнозы: с момента запуска
программы 8 марта покупателям уже выдано 20 000 свидетельств на
утилизацию транспортных средств. Однако некоторые аналитики отмечают,
что данные меры, временно оживив рынок, впоследствии могут привести к
серьезному падению продаж.
По статистике первых двух недель работы программы,
большинство участвующих в ней выбирает вазовскую продукцию. Именно для
этой категории покупателей сертификат на 50 000 руб. становится решающим
аргументом для приобретения новой машины. Впрочем, аналитики агентства
«Автостат» отмечают, что причина еще и в том, что дилеры Lada
продемонстрировали лучшую готовность к приемке старых автомобилей, чем
автоцентры, продающие иномарки. Логистика в вазовской сети отлажена:
принятые салонами драндулеты автовозами транспортируются в Тольятти или
же утилизируются на месте. В то время как дилеры иномарок зависят от
готовности пунктов утилизации, которые есть не во всех регионах. Так что
многие автоцентры иностранных брэндов попросту еще не полностью
включились в утилизационную программу.
К сожалению, российская
программа не так привлекательна, как прошлогодняя немецкая, получившая
большой успех. В Германии покупатели получали скидку в размере 2500
евро, и немецкий авторынок в 2009 году вырос вопреки кризису. Впрочем,
чтобы сделать условия российской программы еще привлекательнее,
некоторым категориям покупателей уже предоставляются дополнительные
бонусы. Так, АвтоВАЗ объявил, что утилизационное свидетельство можно
использовать в качестве первого взноса по кредиту. А покупателям
продукции завода ГАЗ, живущим в Нижегородской области, предлагается
дополнительная субсидия от правительства региона. Поначалу речь шла о
том, что скидка увеличится до 100 000 руб., а на днях было объявлено,
что сумма повышается до 150 000 руб!
Всего государством
запланировано субсидировать покупку 200 000 автомобилей. То есть, за
первые 16 дней функционирования программа выполнена уже на 10%. Пока
рано говорить о том, насколько реально поднимется авторынок за счет этих
мер. Немецкий успех едва ли удастся повторить как минимум потому, что в
Германии масштабы программы были больше в 10 раз (2 млн покупателей
получили скидки за сданный автохлам). К тому же, как оказалось, у этой
медали есть и обратная сторона.
За всплеском продаж в прошлом
году последовало 30% сокращение спроса в январе и феврале 2010 года.
Фактически, все, кто хотел купить автомобиль, поторопились
воспользоваться программой в 2009 году, и сейчас у заводов и дилеров
растут объемы невостребованных автомобилей.
Ассоциация
европейских автопроизводителей ACEA прогнозирует, что в этом году
падение ожидает рынки всех стран, где в последние два года спрос
стимулировался государственными программами утилизации старых
автомобилей (сейчас многие из предоставлявшихся льгот прекратили свое
действие). Вероятнее всего позитивные показатели российского рынка в
ближайшие месяцы также стоит расценивать как подъем перед очередным
падением.
Напомним, что в России по программе утилизации сейчас
можно приобрести большую часть производящихся у нас иномарок и все
модели отечественного автопрома. С полным списком моделей можно
ознакомиться на сайте Минпромторга.
Скидка предоставляется автомобилистам, сдающим в утиль машины старше 10
лет.
|